Здесь вас ждут непарадные истории от непосредственных участников боевых действий Великой Отечественной Войны, которые знают и помнят суровую правду о тяжелых военных годах. Мы поговорили с ветеранами и тружениками тыла.
Семен Либстер
Я всегда восхищался своим дедом – Семеном Либстером. Он был из тех мужчин, о которых снимают кино и пишут романы: красавец, танцор и музыкант.

Мне трудно представить, что он что-то не умеет: у него были золотые руки, которыми он сделал всю мебель в квартире. И не только мебель! Я жалею только об одном: что не успел и не догадался записать все наши беседы.

Мы почти не говорили с ним о военных годах – эта тема стала всплывать в наших диалогах совсем недавно. Так я узнал, что, когда началась война, он с другом собрался на фронт, но их сняли с поезда неподалеку от Сызрани. И когда их привели к особисту, тот помог им устроиться на завод, который как раз эвакуировали из Воронежа.

А до юбилея, который с такой помпой отмечали в этом году, он не дожил совсем немного – умер в прошлом году, не дожив совсем немного до 90 лет.

Денис Либстер, внук

Лилия Анисимова
Лилии Анисимовой 86 лет. Ей очень хочется забыть все, что ребенком пережила в начале войны в Саратове. Как вышла на улицу 22 июня 1941 года и оглохла от плача и криков горя. Как однажды шла в школу мимо поезда, а там штабелями уложены тела мертвых солдат. Как часами бомбили и как по дороге в школу под бомбежкой погиб одноклассник, который сидел с ней за партой. 75 лет прошло, но Лилия Константиновна помнит наизусть стихи, которые читала для раненых в госпитале.

В 1943 году вся семья Лилии Анисимовой добралась в мирный по военным меркам Куйбышев. Какой же спокойной оказалась жизнь в эвакуации! Без войны. Они так наголодались в Саратове, что тут, на Безымянке, трудились на пяти огородах. После войны была учеба в институте, целина, общественная работа. Почти всю жизнь Лилия Константиновна трудилась муз работником в яслях, преподавала игру на баяне и аккордеоне. У нее было много музыкальных инструментов, но все раздарила своим ученикам. Себе оставила только один аккордеон, который пережил с ней войну.

Галина Ефимова
Галине Ефимовой было 13, когда началась война. Вся семья – мама и трое детей – была в то время в Свердловской области. Бежали от боевых действий в Куйбышев, здесь в Смышляевке жила бабушка. В войну дети работали вместо ушедших на фронт мужчин. Школьники стали комбайнерами. Галине Ефимовой подростком пришлось работать и на посевной, и на уборочной.
В 19 лет она пришла на завод "Прогресс". Сразу встала к станку – осваивать профессию "строгальщик". Это была чисто мужская работа, но выбора не было. Опаздывать на завод нельзя, а часов нет! Спрашивала у соседки: "Сколько времени? ". Та отвечала: "Без малого два", не знала минуты. Поэтому Галина Ефимовна следила, когда же дым от поезда появится, и бежала через огороды к составу.
От завода получила комнату в бараке. С большой теплотой вспоминает то время, когда на 12 семей была одна кухня, а на всех девчонок в бараке – одно платье, которое прислал ей дядя.

Зоя Гуркина
"За радостные крики меня посадили на гауптвахту!"
Зоя Гуркина встретила войну 14-летней школьницей. В станице Шкуринской Краснодарского края забирали на фронт даже десятиклассников. Ребята ушли воевать, а девчата рыли окопы, собирали колосья, трудились на огородах. В 16 лет Зоя поступила в железнодорожный техникум, стала связистом, окончила курсы телеграфисток и ушла в Красную Армию, в ВЭО-24 (военно-эксплуатационный отдел). Выстукивала "морзе", сутками дежурила, обеспечивала телефонную связь. С войсками дошла до Берлина. Известие о Победе Зою застало на рабочем месте, девушка так обрадовалась, что не смогла сдерживать громкий смех, слезы и радостные крики, за что угодила на "губу".
В 1945-ом вышла замуж за военного. Через год в семье родился сын. Вместе исколесили полстраны и в 1953 году приехали в Куйбышев, где и остались на всю жизнь. Зоя Федоровна пошла работать на комплектовщицей, вступила в партию, вела большую общественную работу, 10 лет отдала санитарной дружине. Зое присвоили звание "Лучшая сандружинница СССР".
Главное пожелание молодежи – чтобы были смелыми и работящими.

Андрей Тонковидов
Андрею Петровичу Тонковидову сейчас 93! Жил в деревне в Саратовской области, вырос в большой семье, где было 11 детей: 6 братьев и 5 сестер. К сожалению, в живых остался он один. Вспоминает, как в военные годы было голодно и тяжко. Прокормиться помогало подсобное хозяйство – огород, птицы, коровы. Мужчины ушли на фронт, поэтому дети все время работали – в колхозных полях, на своих огородах, по дому. Собирать в полях урожай было тяжело, техники не хватало, возили зерно на быках.

В 17 лет Андрея Петровича забрали в армию, служил он с 1944-го по 1949 год. Был телефонистом, потом радистом. В 1945-м отправили в Румынию формировать эшелоны с военнопленными.

В 1949 году Андрей Тонковидов поступил в военно-политическое училище. Окончил учебу в 1951 году. Началась офицерская служба: Магадан, Мордовия, Ульяновск, Куйбышев...

28 лет отдал Андрей Петрович военной службе и ушел в запас. Но отдыхал всего один месяц! Вышел военруком в куйбышевский военный техникум. Там работал 31 год! Трудился бы и дальше, но возникли проблемы со слухом. Ушел на пенсию в возрасте 76 лет. Трудовой стаж Андрея Петровича - 59 лет. Но Андрей Петрович полон оптимизма и продолжает активную жизнь: встречается со школьниками, написал 13 статей как внештатный корреспондент для самарских газет. Около дома посадил огород, находит силы ухаживать за палисадником во дворе. Считает, что сохранять бодрость помогает здоровый образ жизни, физическая и умственная активность. "Жить хочется, несмотря ни на что…" — замечает Андрей Петрович в разговоре.